О результатах экспертно-аналитического мероприятия «Аудит в сфере закупок, осуществляемых департаментом городского хозяйства администрации города Кирова и его подведомственными учреждениями в 2019 году»

Контрольно-счетной палатой города Кирова проведен аудит в сфере закупок, осуществляемых департаментом городского хозяйства администрации города Кирова и его подведомственными учреждениями (далее – объекты аудита) в 2019 году, в ходе которого проанализированы закупки:

департамента городского хозяйства администрации города Кирова (далее – Департамент);

муниципального казенного учреждения «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» (далее – МКУ «УДПИ г. Кирова»);

муниципального бюджетного учреждения «Кировское управление гражданской защиты» (далее – МБУ «Кировское управление гражданской защиты»);

муниципального казенного учреждения «Городская реклама» (далее – МКУ «Городская реклама»);

муниципального казенного учреждения «Кировское жилищное управление» (далее – МКУ «Кировское жилищное управление»).
27/03/2020

Аудит закупок проведен на основании документов, представленных объектами аудита, а также информации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС).

В соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) контрактные службы, ответственные за осуществление закупок, созданы во всех объектах аудита.

В то же время, в нарушение Федерального закона № 44-ФЗ, в подведомственных Департаменту учреждениях 17 специалистов, ответственных за осуществление закупок – члены контрактных служб, не имеют образования в сфере закупок:

5 из 9 специалистов в МКУ «УДПИ г. Кирова»;

7 из 10 в специалистов в МБУ «Кировское управление гражданской защиты»;

1 из 3 специалистов в МКУ «Городская реклама»;

4 из 5 специалистов в МКУ «Кировское жилищное управление».

В связи с чем, не обеспечен принцип профессионализма заказчика, предусмотренный законодательством о закупках.

Общий объем договоров (контрактов), заключенных объектами аудита в 2019 году, составил 2 022,4 млн. рублей, в том числе закупки конкурентным способом – 1 771,2 млн. рублей (87,6 %), закупки у единственного поставщика –251,2 млн. рублей (12,4%).

Экономия от закупок, осуществленных конкурентным способом, составила 90,4 млн. рублей, или 4,86 %.

В Департаменте, МКУ «УДПИ г. Кирова», МКУ «Городская реклама», МКУ «Кировское жилищное управление» закупки конкурентным способом составляют более 59 %. В МБУ «Кировское управление гражданской защиты» закупки конкурентным способом составляют 32,5%.

В ходе аудита установлены нарушения Федерального закона № 44-ФЗ в части не соблюдения сроков утверждения планов-графиков закупок на 2019 год (МКУ «Кировское жилищное управление») и размещения в ЕИС плана закупок на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (МБУ «Кировское управление гражданской защиты» и МКУ «Кировское жилищное управление»).

Проверкой соблюдения требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок установлено, что не в соответствии с мероприятиями муниципальных программ определены цели осуществления закупок:

Департаментом на оказание услуг по содержанию контейнерных площадок с предоставлением во временное пользование контейнеров на территории МО «Город Киров» и оказание услуг по содержанию сетей наружного освещения;

МКУ «УДПИ г. Кирова» на:

- оказание услуг по созданию и уходу за цветниками;

- поставку автомобиля легкового и специальных технических средств для обеспечения контроля за дорожным движением;

- выполнение работ по диагностике и разработке проектов организации дорожного движения, по комплексному обустройству технических средств организации дорожного движения и по нанесению горизонтальной дорожной разметки на улично-дорожной сети г. Кирова;

- выполнение работ по установке светофорного объекта и по установке элементов обустройства, нанесению разметки, замене дорожных знаков на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, в том числе вблизи образовательных учреждений г. Кирова;

- выполнение работ по восстановлению пешеходного тротуара вдоль южной части МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Кирова по ул. Макаренко;

- выполнение работ по восстановлению искусственных неровностей на улично-дорожной сети МО «Город Киров» и по установке барьерного ограждения;

- выполнение работ по установке элементов обустройства и элементов освещения на пешеходных переходах, автобусных остановках, и пешеходных зон на улично-дорожной сети г. Кирова и по устройству недостающего электрического освещения по ул. Проезжая от моста через р. Вятку до Новомакарьевского кладбища;

- выполнение работ по устройству настила по пешеходному тротуару по ул. Пушкина Нововятского района г. Кирова;

- выполнение работ по устройству и ремонту тротуаров (в парковой зоне (вдоль ул. П. Корчагина) от МБУ «Дом культуры «Заречный», ул. Клубная, 9, до дворовой территории по адресу: ул. Заречная, 1 и по нечетной стороне ул. Чернышевского от д. №1 до д. №3).

МКУ «Кировское жилищное управление» на:

- оказание услуг по ведению учета лицевых счетов муниципального жилищного фонда;

- выполнение работ по текущему ремонту жилого помещения и текущему ремонту помещений в здании МКУ «Кировское жилищное управление».

Кроме того, в нарушение Федерального закона № 44-ФЗ в планах закупок на 2019 год закупка МКУ «Кировское жилищное управление» выполнения работ по сносу аварийного дома, закупки МКУ «УДПИ г. Кирова» выполнения работ в рамках реализации инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры и товаров для благоустройства общественных территорий не обоснованы, поскольку мероприятия, указанные в Обоснованиях к плану закупок, не соответствуют муниципальным программам, в рамках которых они осуществлялись.

В нарушение законодательства о закупках Департаментом требования к закупаемым объектами аудита отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) не утверждались до 07.03.2019.

При анализе планирования и осуществления закупок установлены факты превышения нормативных затрат МКУ «УДПИ г. Кирова».

Так в нарушение Федерального закона № 44-ФЗ в план-график на 2019 год МКУ «УДПИ г. Кирова» включены закупки 2-х детских горок и детского игрового оборудования, включающего в себя 3 детские горки, а также закупки новогодних елей с комплектом украшений и ограждением, не соответствующие Нормативным затратам Департамента от 30.05.2019. В результате чего, в декабре 2019 года закуплено 5 детских горок с превышением установленного норматива на 1,5 млн рублей и 5 новогодних елей с превышением установленного норматива на 1,1 млн. рублей, что повлекло неэффективные расходы в сумме 2,6 млн. рублей.

Департаментом не установлены нормативные затраты (т.е. предельные цены) на отдельные товары, закупленные в 2019 году (например: система видеонаблюдения (видеокамера уличная, видеорегистратор, монитор и т.д.), световые фигуры, детское игровое оборудование, специальные технические средства для обеспечения контроля за дорожным движением).

Кроме того, установление Департаментом предельных цен 1 кв. м жилья для отдельной 1-комнатной квартиры в размере 46 тыс. рублей с превышением на 7 тыс. рублей норматива, утвержденного распоряжением Правительства Кировской области от 27.12.2018 № 400 в целях расчета субвенций, выделяемых из областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привело к закупке 1-комнатных квартир со стоимостью 1 кв. м более 41 тыс. рублей при площади квартиры, не превышающей 20 кв. м. В результате чего, по мнению КСП города Кирова, неэффективное использование бюджетных средств составило 249 тыс. рублей.

В ходе мероприятия установлено, что в нарушение требований законодательства о закупках, в плане – графике закупок Департамента начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) на закупку жилого помещения в собственность МО «Город Киров» не соответствует НМЦК, рассчитанной на основании представленных ценовых предложений потенциальных поставщиков, и завышена на 9 тыс. рублей. Вследствие чего, Департаментом в извещениях о проведении 2-х электронных аукционов на поставку (приобретение) жилого помещения в собственность МО «Город Киров», а также в документации электронных аукционов указана необоснованная (завышенная) НМЦК.

Заключение Департаментом в апреле и июле 2019 года муниципальных контрактов на приобретение жилого помещения по завышенной цене повлекло неэффективное использование бюджетных средств в сумме 18 тыс. рублей.

Проведенным анализом закупаемых товаров (работ, услуг) установлено следующее.

Для украшения новогодней ели, путем заключения муниципального контракта с единственным поставщиком, Департаментом в декабре 2019 года приобретены новогодние шары по цене 1 200 рублей. Кроме того, начальные максимальные цены контрактов на поставку новогодней ели с комплектом украшений (включая новогодние шары), для проведения электронного аукциона определены МКУ «УДПИ г. Кирова» исходя из цены новогоднего шара 750 рублей.

При этом исследование рынка, проведенное в ходе аудита закупок КСП города Кирова, показало, что средняя цена новогоднего шара на дату их закупки, составляла от 525 (для шаров диаметром 20 см) до 835 рублей (для шаров диаметром 25 см). В результате чего, по мнению КСП города Кирова, неэффективное использование бюджетных средств составило 342,5 тыс. рублей (учитывая стоимость доставки шаров из города Москвы).

В ходе экспертно-аналитического мероприятия выявлены признаки дробления закупок.

Так, Департаментом в июне 2019 года осуществлены закупки у единственного поставщика мобильных металлических ограждений для проведения массовых мероприятий партиями в количестве от 38 шт. до 62 шт. (всего 224 шт.), что не позволило Департаменту осуществить данную закупку по оптовой цене (при закупке от 76 шт.). В результате чего, по мнению КСП города Кирова, неэффективное использование бюджетных средств составило 63,8 тыс. рублей.

Кроме того, для оформления Театральной площади в рамках Концепции новогоднего оформления Театральной площади МО «Город Киров» 2020 года Департаментом заключено:

5 муниципальных контрактов у единственного поставщика на закупку малых архитектурных форм (арки типа 1) в количестве 54 шт. (по цене 25 185 рублей) на сумму 1 360 тыс. рублей;

15 муниципальных контрактов у единственного поставщика на закупку малых архитектурных форм (арки типа 2) в количестве 15 шт. (по цене 228 935 рублей) на сумму 3 435 тыс. рублей;

4 муниципальных контракта у единственного поставщика на выполнение работ по устройству светового занавеса на арочный туннель на сумму 1 180,2 тыс. рублей.

МКУ «УДПИ г. Кирова» с единственным поставщиком в марте 2019 года заключено 6 муниципальных контрактов на поставку и установку 18 кондиционеров (сплит-систем) на общую сумму 522,4 тыс. рублей.

Кроме того, в декабре 2019 года у единственного поставщика заключено 2 муниципальных контракта на поставку 2-х идентичных световых композиций «Арка серебряная» на сумму 560 тыс. рублей и 2 муниципальных контракта на поставку 2-х идентичных световых композиций «Арка золотая» на сумму 599,6 тыс. рублей.

Выявленные признаки дробления закупок свидетельствуют о том, что Департаментом и МКУ «УДПИ г. Кирова» не обеспечено соблюдение требований Федерального закона № 44-ФЗ.

В результате аудита закупок, установлены нарушения подрядчиками сроков выполнения работ. При этом в нарушение Решения Кировской городской Думы от 27.11.2013 № 20/3 «О мерах по повышению ответственности муниципальных заказчиков муниципального образования «Город Киров», муниципальных бюджетных учреждений при исполнении муниципальных контрактов (гражданско-правовых договоров)» (далее – Решение КГД № 20/3) претензионные письма с требованием уплаты пени за нарушение срока выполнения работ направлены объектами аудита позднее установленного срока:

от 20 до 128 дней по 4 муниципальным контрактам, заключенным МКУ «УДПИ г. Кирова» с ООО «ДСУ», ООО «ГУРУ БЕЗОПАСНОСТИ» и ООО «Вектор»;

на 15 и 82 дней по 2 муниципальным контрактам, заключенным МКУ «Кировское жилищное управление» с ИП Зорилэ А.И. и ООО «АРМАКСДОРСТРОЙ»;

от 7 до 119 дней по 3 муниципальным контрактам, заключенным МКУ «Городская реклама» с ООО «Торнадо» и ООО «БЕЗОПАСНОСТЬ 21 ВЕКА».

Также, в нарушение Решения КГД № 20/3 не направлены:

МБУ «Кировское управление гражданской защиты» в адрес ООО «НОВАТРЕЙД» требования об уплате пени за нарушение срока поставки обуви рабочей;

МКУ «Кировское жилищное управление» в адрес ООО «ВЕРТИКАЛЬ» требования об уплате пени за нарушение срока выполнения работ по текущему ремонту жилого помещения;

МКУ «УДПИ г. Кирова» исковые заявления в суд с требованием уплаты штрафа в адрес ООО «Вектор» в сумме 1 343,9 тыс. рублей и ООО «АРМАКСДОРСТРОЙ» в сумме 16,4 тыс. рублей за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных муниципальными контрактами.

Установлены факты нарушения сроков приемки товаров (работ, услуг):

МКУ «УДПИ г. Кирова» по муниципальному контракту на поставку плодородной земли для цветников на территории Нововятского района города Кирова – на 7 рабочих дней;

МКУ «Кировское жилищное управление» по муниципальному контракту на выполнение работ по текущему ремонту жилого помещения – на 6 рабочих дней.

В нарушение Федерального закона № 44-ФЗ Департаментом приняты и оплачены услуги по содержанию контейнерной площадки по адресу: г. Киров, ул. Слобода Малые Ряби в районе дома № 1, оказанные в сентябре и октябре 2019 года до внесения соответствующих изменений в муниципальный контракт.

В нарушение Федерального закона № 44-ФЗ и условий муниципальных контрактов оплата выполненных работ осуществлена МКУ «Городская реклама» позже установленных сроков от 2 до 6 рабочих дней, что влечет риск предъявления подрядчиками пени за просрочку исполнения обязательства по оплате выполненных работ.

Также следует отметить, что в реестр контрактов ЕИС Кировским жилищным управлением и Департаментом не включены обязательные к размещению информация и документы.




27.03.2020 12:26:54