О результатах проверки эффективности использования недвижимого имущества, числящегося в казне муниципального образования «Город Киров»

Контрольно-счетной палатой города Кирова, в соответствии с утвержденным планом, проведена проверка эффективности использования недвижимого имущества (за исключением жилого фонда и земельных участков), числящегося в казне муниципального образования «Город Киров».
18/09/2020

Отраслевым (функциональным) органом, осуществляющим полномочия в сфере управления, распоряжения и использования муниципального имущества является департамент муниципальной собственности администрации города Кирова (далее – Департамент).

По состоянию на 01.01.2020 в составе имущества казны муниципального образования «Город Киров» (далее – МО «город Киров») числится 4 894 объекта недвижимого имущества балансовая стоимость которых составляет 3 964 777,6 тыс. рублей, в том числе: 1 587 объектов недвижимого имущества стоимостью 1 985 480,9 тыс. рублей, 3 303 объекта недвижимого имущества коммунальной инфраструктуры теплоснабжения города Кирова стоимостью 1 977 208,0 тыс. рублей, переданного по концессионному соглашению от 02.07.2019 акционерному обществу «Кировская теплоснабжающая компания» и 4 объекта незавершенного строительства.

Наибольшую балансовую стоимость в общей стоимости недвижимого имущества казны составляют сети и объекты жилищно-коммунального хозяйства – 1 298 964,4 тыс. рублей рубля, или 65,4 %.

В ходе контрольного мероприятия установлено, что в нарушение п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п. 3.2. Положения о порядке учета имущества МО «Город Киров» (в том числе составляющего казну)», утвержденного решением Думы от 27.10.2009 № 34/23, Департаментом не осуществлена государственная регистрация права муниципальной собственности на 476 объектов недвижимого имущества казны и на 1 объект незавершенного строительства.

Кроме того, в ходе анализа недвижимого имущества казны МО «Город Киров» выявлены риски неисполнения концессионером – АО «Кировская теплоснабжающая компания» положений Концессионного соглашения от 02.07.2019 в части проведения концессионером государственной регистрации права муниципальной собственности на 2 801 незарегистрированный объект коммунальной инфраструктуры теплоснабжения города Кирова.

По результатам анализа использования недвижимого имущества казны установлено, что на 01.01.2020 из 1 587 объектов недвижимого имущества казны используется 541 объект или 34,1% балансовой стоимостью 894 750,8 тыс. рублей, в том числе 170 объектов стоимостью 94 169,9 тыс. рублей передано в безвозмездное пользование и 371 объект стоимостью 800 580,9 тыс. рублей передано в аренду. Анализ использования недвижимого имущества казны представлен в Приложении 1.

В общем объеме заключенных договоров безвозмездного пользования недвижимым имуществом казны МО «Город Киров» 62,8 % составляют договоры, заключенные с организациями и учреждениями, которые финансируются из бюджетов бюджетной системы РФ всех уровней, которые занимают наибольшие площади – 22,5 тыс. кв. м., прочие организации занимают 17,4 тыс. кв. м, а муниципальные унитарные предприятия –0,3 тыс. кв. м.

По состоянию на 01.01.2020 заключено 333 договора аренды на 371 объект недвижимого имущества общей площадью 89,8 тыс. кв. м.

Доходы от сдачи в 2019 году недвижимого имущества казны в аренду составили 251 008,7 тыс. рублей. По состоянию на 01.01.2020 имеется просроченная задолженность по арендной плате за движимое и недвижимое имущество казны в сумме 135 834,2 тыс. рублей, из нее наибольшую задолженность имеют АО «Кировские коммунальные системы» – 59 048,7 тыс. рублей и ПАО «Т Плюс» – 29 505,9 тыс. рублей, договоры расторгнуты, дела о взыскании задолженности находятся на рассмотрении в Арбитражном суде Кировской области.

В 2019 году должникам направлено 256 претензий на сумму 369 980 тыс. рублей, подано 70 исковых заявлений на общую сумму 172 632 тыс. рублей. По результатам претензионной работы поступило в бюджет 58 844 тыс. рублей, или 34,1 % от общей суммы исковых заявлений. Принято судебных решений по искам проверяемого периода на сумму 3 718 тыс. рублей, или 2,2% от суммы исковых заявлений.

В 2019 году в бюджет МО «Город Киров» поступили доходы от продажи 3 объектов недвижимого имущества в рамках программы приватизации в сумме 5 326,5 тыс. рублей и по 45 объектам в рамках Федерального закона № 159-ФЗ в сумме 323 478,7 тыс. рублей.

Не используются 1 046 объектов недвижимого имущества казны балансовой стоимостью 1 090 730,1 тыс. рублей, или 65,9 %, из них 389 помещений балансовой стоимостью 96 944,5 тыс. рублей, 362 объекта коммунальной инфраструктуры (объекты и сети газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения) балансовой стоимостью 704 961,2 тыс. рублей.

В ходе осмотра 26 объектов недвижимого имущества казны муниципального образования «Город Киров»:

не установлено фактическое нахождение 4 объектов недвижимого имущества казны – гаражи по ул. Ленина, д. 65б, ул. Московская, д.29, по Октябрьскому проспекту, д. 50 и здание столовой по ул. Луганская, д. 59;

выявлены признаки использования объектов недвижимого имущества казны сторонними лицами в 4 помещениях – подвалы по ул. Красноармейская, д. 54, ул. Ломоносова, д. 37а, ул. Горького, д. 46, ул. О. Кошевого, д. 1а;

выявлено 8 объектов недвижимого имущества казны, имеющего в соответствии с п.4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации признаки общедомового имущества – подвалы по ул. Красноармейская, д. 54, ул. Ленина, д,179Б, ул. Ленина, д. 37а, ул. Ленина, д. 102а, ул. Азина, д. 14, ул. О. Кошевого, д.1а, два помещения подвала по ул. Горького, д.46.

В 2019 году Департаментом заключено 86 муниципальных контрактов на услуги, связанные с содержанием муниципального имущества, а именно: на отопление и технологические нужды, содержание, техническое обслуживание, обследование, текущий ремонт, дератизацию и дезинфекцию муниципального имущества, на поставку электроэнергии, утилизацию ртутных ламп и на уборку снега и льда.

В 2019 году была произведена оплата за содержание муниципальных нежилых помещений и обеспечение сохранности недвижимого имущества в сумме 5 808,8 тыс. рублей, из них расходы по содержанию, техническому обслуживанию, обследованию, текущему ремонту, дератизации, дезинфекции муниципального имущества составили 2 397,6 тыс. рублей и оплата потребления электроэнергии 2 397,6 тыс. рублей.

Расходы на содержание недвижимого имущества казны по адресам, по которым заключены договоры безвозмездного пользования помещением в 2019 году Департаментом не осуществлялись.

В ходе контрольного мероприятия установлено, что в связи с отсутствием в договоре аренды нежилого помещения по ул. Воровского, д. 43 с ООО ТД «Европейский» обязанности по заключению арендатором договоров с поставщиками коммунальных ресурсов и оплаты коммунальных услуг, Департаментом осуществлены расходы на оплату потребления арендатором электроэнергии в сумме 2 394 544,71 рубля, что противоречит принципу эффективности использования бюджетных средств, предусмотренному ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Также, в 2019 году судом удовлетворены исковые требования ООО ТД «Европейский» к Департаменту о возмещении стоимости услуг по теплоснабжению арендуемых помещений, что влечет риск неэффективного использования бюджетных средств на оплату возмещения стоимости услуг в сумме 1 496 243,09 рубля и судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 27 962 рубля.

Расходы Департамента на обеспечение сохранности недвижимого имущества за 2019 год составили 164,8 тыс. рублей, в том числе на охрану здания 63,2 тыс. рублей и на предотвращение доступа в помещения (зашивка оконных и дверных проемов, установка дверных блоков и элементов каркаса, обшивка каркасных стен и др., перевозка мусора) – 101,6 тыс. рублей.

В ходе контрольного мероприятия установлено нарушение ст.11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ), п. 79 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 256н (далее – ФСБУ № 256н), п.2.9 Учетной политики, утвержденной приказом начальника Департамента от 09.01.2013 № 1, пункта 3.5 Приложения № 8 Учетной политики от 29.12.2018, в части не соблюдения Департаментом периодичности проведения инвентаризации недвижимого имущества казны 1 раз в 5 лет.

Отсутствие с 2011 года инвентаризации недвижимого имущества казны в полном объеме, не обеспечение периодичности проведения инвентаризации недвижимого имущества казны, а также выявленные факты отсутствия местонахождения объектов недвижимого имущества казны делает невозможным его эффективное управление и распоряжение Департаментом.




06.10.2020 11:06:38