О результатах контрольного мероприятия в МКУ "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" города Кирова

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи города Кирова (далее – Центр) создан в целях осуществления деятельности по предоставлению психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
24/01/2020

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) указанные виды деятельности относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования При этом, органы местного самоуправления имеют право на создание таких центров.

На областном уровне создано Кировское областное государственное казенное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (далее – Областной Центр).

Общее количество детей, проживающих на территории города Кирова, обратившихся в Областной Центр составило: в 2017 году - 267 детей, за 9 месяцев 2019 года – 388 детей. Из них количество детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, обратившихся за помощью в Областной Центр помощи, превышает количество детей, обратившихся в Центр: в 2018 году – на 84,6% (48 и 26 детей соответственно), за 9 месяцев 2019 года – на 44,4% (39 и 27 детей соответственно).

В 2018 году по сравнению с 2017 годом общее количество лиц, получивших помощь в Центре, увеличилось на 15,9 % и составило 6 547 человек. За 9 месяцев 2019 года помощь оказана 3 367 лицам, или 51,4% к уровню 2018 года.

В ходе проверки установлено, что в значение непосредственного показателя «Обеспечение психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям» в Перечне показателей муниципальной программы «Развитие образования в муниципальном образовании «Город Киров» не включены «дети в группах дошкольных образовательных учреждений, прошедших психолого-медико-педагогическую комиссию и получивших коррекционную помощь от специалистов Центра помощи, работающих по внешнему совместительству». В результате чего данный показатель занижен за 2017 год на 47 человек, за 2018 год на 42 человека.

В соответствии с Федеральным законом об образовании и Уставом, на Центр возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – Комиссия), основной деятельностью которой является проведение обследований детей и подготовка рекомендаций по их результатам.

В нарушение Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 (далее – Положение о комиссии № 1082) состав и порядок работы Комиссии утвержден не органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, а приказом директора Центра, т.е. с превышением полномочий.

В нарушение Положения о комиссии № 1082 включение в состав Комиссии врачей – психиатров, врача - офтальмолога не согласовано с министерством здравоохранения Кировской области.

В Центре функционируют группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в режиме кратковременного пребывания - 2,5 часа в день (далее – ГКП), что не соответствует минимальному времени (3 часа в день), установленному «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности…», утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 (далее – Порядок № 1014), т.е. образовательная деятельность Центра по программам дошкольного образования осуществляется в ненадлежащем объеме.

Положение о группах кратковременного пребывания в части длительности пребывания детей в группе также не соответствует Порядку № 1014.

Группы компенсирующей направленности формируются из детей с нарушениями речи, формирование групп с другими категориями детей с ограниченными возможностями здоровья, в Центре не осуществляется.

Согласно Федеральному закону об образовании, центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи осуществляется сопровождение только образовательных программ.

В тоже время, Центром осуществляется сопровождение детей, прошедших психолого-медико-педагогическую комиссию, и сопровождение коррекционной работы.

Для осуществления деятельности Центра предусмотрена штатная численность 36,55 шт. ед. в 2017 - 2018 годах и 36,3 шт. ед. с 01.01.2019.

В нарушение Порядка № 1014 штатным расписанием Центра штатные единицы педагога-психолога для групп компенсирующей направленности не предусмотрены (должно быть не менее 0,5 ст.).

В проверяемом периоде на начало каждого отчетного года в Центре имеется 7-8 вакантных ставок, которые в течение года совмещаются штатными работниками Центра, а также принятыми по внешнему совместительству. При этом по внешнему совместительству нанимались работники, основным местом работы которых являлось образовательное учреждение, которому Центром оказывались услуги по сопровождению.

Фактически Центр осуществлял функции образовательных учреждений по «созданию специальных условий в части проведения коррекционных занятий с детьми».

Проведение Центром коррекционной работы (занятий) с детьми на территории сторонних организаций противоречит Федеральному закону об образовании и Уставу Центра (должны проводиться на территории Центра) и привело к неправомерным расходам на оплату труда на сумму 435,7 тыс. рублей, из них внешним совместителям – 352 тыс. рублей. Страховые взносы составили 131,6 тыс. рублей.

Финансовое обеспечение деятельности Центра осуществляется на основании бюджетной сметы.

В нарушение Бюджетного кодекса РФ составление, утверждение и ведение бюджетных смет Центром осуществлялось не в соответствии с Порядками составления, утверждения и ведения бюджетных смет, утвержденными ГРБС.

Расходы Центра в 2017 году составили 13,8 млн. рублей, в 2018 году – 14,2 млн. рублей, за 9 месяцев 2019 года – 9,5 млн. рублей.

Наибольший удельный вес занимают расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда: в 2017 году – 12,9 млн. рублей или 93,5%, в 2018 году – 13,3 млн. рублей или 93,7%, за 9 месяцев 2019 года – 9 млн. рублей или 94,6% в общем объеме расходов.

Проверкой правомерности использования бюджетных средств на оплату труда нарушений трудового законодательства не установлено. При этом, стимулирующие выплаты отдельным работникам устанавливались общей суммой без разбивки по видам выплат: за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ.

Норма по согласованию компенсационных выплат с Советом трудового коллектива в Положении об оплате труда от 29.03.2019 является избыточной, не предусмотренной типовым положением по оплате труда.

В нарушение Положения о Совете трудового коллектива решения Советом по согласованию вида, размера и порядка начисления стимулирующих выплат принимались формально, т.к. на момент рассмотрения Советом приказы уже были зарегистрированы и подписаны директором.

В ходе проверки использования муниципального имущества установлено следующее.

В оперативном управлении Центра находится нежилое помещение, расположенное в многоквартирном доме по ул. Карла Маркса, д. 80, площадью 328,4 кв. м. Все помещения находятся в хорошем состоянии, за исключением 4 подсобных помещений (в 2 помещениях нарушена целостность верхнего слоя стен, в 2 помещениях местами на стенах отслоилась краска, на потолке имеются подтеки). Все помещения используются Центром по назначению.

Результаты контрольного мероприятия рассмотрены на коллегии Контрольно-счетной палаты города Кирова, Центру направлено представление по устранению выявленных нарушений.




04.02.2020 16:34:28