05.07.2013

Выступление Председателя КСП г. Кирова Татьяны Георгиевны Хариной на кустовом совещании с председателями контрольно-счетных органов Кировской области 5.07.2013

Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас в нашем городе!

Я, полагаю, все вы заметили, что за последние годы наш город постепенно преображается.

Кратко доведу некоторые социально-экономические показатели развития города, так сказать наши достижения. Так, сальдированный финансовый результат организаций в 2012 году по сравнению с прошлым годом увеличился на 22,7 %. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 22 670 рублей, увеличилась на 14,3%. Уровень официально зарегистрированной безработицы на конец 2012 года составил 0,6 % против 0,93 % 2011 года. В 2012 году отмечен рост общего коэффициента рождаемости на 8,6 % и снижение уровня смертности на 0,8 %. Число родившихся превысило число умерших на 37 человек.

Доходы бюджета нашего города постепенно растут и составляют более 8 млрд. рублей. Доля собственных доходов бюджета МО «Город Киров» в 2012 году составила 70,2 %. Бюджет из года в год сохраняет социальную направленность, более 60 % составляют расходы на социально-культурную сферу.

Продолжается работа по переходу к программно-целевому методу бюджетного планирования. Эта система принципиально меняет логику использования ресурсов. Ресурсы должны выделяться не на содержание бюджетной сферы, а на достижение конкретных результатов функционирования общественного сектора экономики. Предварительная проработка вопросов программного финансирования предполагает повышение ритмичности и предсказуемости бюджетного финансирования в течение года. Сложностью программно-целевого бюджетного использования ресурсов является установление количественных целевых параметров, которые должны быть достигнуты в процессе реализации программ. Обоснование значений целевых показателей должно учитывать реальную возможность их достижения. Количественный состав целевых показателей должен отражать весь основной спектр задач, вытекающих из программных целей. Численные значения целевых показателей программ следует устанавливать с учётом их предыдущей динамики и комплексной взаимосвязи с целевыми параметрами социально-экономического развития.

Общественные ресурсы в сравнении с корпоративными средствами используются менее эффективно. Поэтому повышению эффективности использования общественных ресурсов следует уделять особое внимание. Много проблем возникает именно в оценке результативности.

В связи с этим одним из важнейших направлений деятельности контрольно-счётных органов является экспертно-аналитическая работа, и в частности, проведение финансово-экономических экспертиз и аудита эффективности. Необходимо отметить, что финансово-экономическая экспертиза требует тщательного подхода, так как предоставляет возможность предупредить нерациональное и неэффективное использование бюджетных средств.

Для качественного и эффективного выполнения такой работы требуется специализация сотрудников КСП, которая у нас на данный момент отсутствует.

В первом полугодии текущего года КСП города совместно с депутатами Городской Думы пристальное внимание уделяла вопросам контроля над деятельностью муниципальных унитарных предприятий, также КСП города проведено объёмное мероприятие по проверке использования земельных участков на территории Кирова.

Проведённые мероприятия позволили обозначить перед муниципальным образованием ряд проблем и недоработок, основными из которых являются:

- наличие недостатков в действующих муниципальных правовых актах, приведших к нарушениям;

- отсутствие должного контроля со стороны собственника имущества за рациональным, целевым и эффективным использованием муниципального имущества;

- отсутствие контроля за исполнением муниципальных правовых актов, соглашений;

- многочисленные нарушения бухгалтерского учета, что говорит об отсутствии внутреннего муниципального финансового контроля главного распорядителя бюджетных средств;

- недостаточная работа по увеличению таких поступлений в бюджет, как часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Повышение качества управления общественными ресурсами невозможно без повышения качества взаимодействия контрольно-счётных органов.

20-21 мая в Санкт-Петербурге прошло общее собрание Союза муниципальных контрольно-счетных органов, членом которого является КСП города Кирова.

Открывая работу конференции, Председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Вадимович Степашин отметил, что сегодня особое значение для регионов и муниципалитетов имеют вопросы оценки состояния межбюджетных отношений, а также проблемы развития и реформирования жилищно-коммунального комплекса.

Также на конференции было отмечено, что актуальным и острым остается вопрос численности органов муниципального финансового контроля, которые при таких штатах не могут исполнять в полном объеме возложенные на них полномочия.

Председатель Союза МКСО Владимир Семёнович Катренко доложил, что продолжается работа по разработке стандартов. Подготовлены проекты по общим правилам проведения контрольных мероприятий и по проведению экспертно-аналитических мероприятий. Начали разработку стандартов по планированию работы КСО, управлению качеством контрольных мероприятий. В целях единого подхода к оценке деятельности КСО при составлении отчётов рекомендовали ориентироваться на 13 стандарт «Подготовка отчёта о работе Счётной палаты».

По итогам работы конференции Президиуму Союза МКСО было поручено в числе прочего, утвердить общие требования (методику) расчета штатной численности контрольно-счетного органа муниципального образования, разработанную Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации, и подготовить предложения по критериям оценки эффективности деятельности муниципальных контрольно-счетных органов.

Объединения контрольно-счётных органов являются активной площадкой для обмена опытом, определения приоритетных направлений деятельности, использования передовых технологий в сфере финансового контроля, аудита эффективности использования бюджетных средств, выработки единого подхода к контрольной и экспертно-аналитической деятельности, повышения профессионального уровня специалистов в целях совершенствования их деятельности.

Хотелось бы обратить внимание присутствующих, на огромный объём работы, проведённой Контрольно-счётной палатой области, по внедрению и использованию специализированного программного комплекса контрольно-счетных органов – СПК «Находка-КСО». Освоение данного программного комплекса позволит значительно сэкономить время на контроль над устранением нарушений, выявленных в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, и на составление отчетов, также появится возможность владеть оперативной информацией о результатах контрольной деятельности для оценки её эффективности. Всё это позволит идти «нога в ногу» с социальными и экономическими изменениями, происходящими в муниципальном образовании, использовать высвободившееся время для проведения более глубокого анализа вопросов, возникающих при проведении контрольных мероприятий, и облегчит принятие управленческих решений.

В связи с этим хочу поблагодарить Контрольно-счётную палату Кировской области за данную работу, высказать надежду и на дальнейшее эффективное взаимодействие.

В заключение также хочу поблагодарить за предоставленное слово и пожелать всем участникам плодотворной работы!


Вернуться к списку текстов